В практике работы учебного заведения в настоящее время
активно используются следующие методики диагностики результативности работы
преподавателя и образовательного учреждения, основанные на количественно-качественных
показателях, выраженных в отметках (баллах):
·успеваемость
в % от общего количества учащихся;
·качество
знаний по количеству «4» и «5»;
·степень
обученности учащихся (по В.П.Симонову).
№ |
диагностическая методика п/п |
диагностический показатель
при выполнении той или иной работы |
1 |
Успеваемость |
У = (N(5)+N(4)+N(3))/N*100% |
2 |
Качество знаний |
КЗ = (N(5) +N(4))/N*100% |
Основным достоинством этого вида диагностики является то, что для проведения исследований не надо использовать никакие дополнительные диагностические материалы, достаточно обратиться к отметкам в журнале.
Достоинства этой методики имеют и свою слабую сторону:
отметка, выставленная в классный журнал, всегда несет развивающую,
стимулирующую, воспитывающую нагрузку, а не только оценивает знания и умения
ученика. Все мы знаем, что за одинаковое количество ошибок одному ученику мы
поставим «объективную оценку», а другому, для которого этот результат является
личным достижением, поставим более высокую (на вырост). Понятно, что вычисление
среднего балла в таких условиях является столь же информативным, что и
вычисление «средней температуры по больнице».
Для преодоления этого противоречия между сложившейся
системой отметок и необходимостью
содержательного анализа результатов обучения В.П.Симонов разработал систему
целей обучения и соотносимые с ней уровни усвоения.
Эта таксономия приобрела широкую известность и
получила довольно широкое применение. Она содержит пять уровней усвоения:
1. Уровень узнавания.2. Уровень запоминания.3. Уровень понимания.4. Деятельность в стандартной ситуации.5. Деятельность в нестандартной ситуации (перенос).
Для определения СОУ (степени обученности учащихся) разрабатываются задания, отвечающие пяти выше перечисленным уровням, на основании которых проводятся срезовые работы. По результатам работы производится диагностика по формуле В.П.Симонова:
СОУ = (N(5)*100+N(4)*64+N(3)*36+N(2)*16+N(н.а)*7)/N
В предложенных файлах я привожу документы в формате Excel, которые позволят автоматизировать диагностику по приведенным методикам и визуализировать ее посредством диаграмм. Для использования таблиц необходимо удалить предыдущие оценки и подставить новые, а также внести исправления в шапке таблицы.
Диагностика срезовой работы по группе: скачать
Итоговая предметная сравнительная диагностика по группам: скачать